14
мая
Комментарии к записи Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования часть 12 отключены

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования часть 12

помощь семье в воспитании социальных рис, духовности ее детей, внуков, правнуков, анимация досуга дошкольников по месту жительства ; посредническая роль во взаимоотношениях ребенка, семьи с образовательными, социокультурными учреждениями микрорайона. В большинстве случаев эта работа будет вестись с детьми из «семей социального риска», для которых нужны будут не только расширение социального опыта, приобретение жизненной компетентности, но и заметная социально-педа-гогични коррекция и реабилитация, поэтому 80 детей на дошкольного социального педагога много, иначе определенного уровня социальной воспитанности дошкольника будет невозможно. Незгоднии с предложением С. Болтивця не менять статус или название дошкольного учреждения («социально-педагогический центр», социально-педаго-ческий бизнес-инкубатор), это мол, усилит к ним недоверие.
aqua-doc.ru

Настоящее, согласно «Национальной доктрины развития образования Украины XXI в.» *, Нуждается и обновления традиционных детских садов и создание нетрадиционных дошкольных учреждений, поскольку причиной ограничения дошкольника только семейным воспитанием родители часто называют потерю авторитета традиционных дошкольных учреждений в их глазах. Тем более, что такие заведения как Центр социализации от 0 до 4 лет, психолого-медико-социальный центр «Малыш» завоевали уже популярность среди родителей, воспитывающих детей до 7 лет только в семье. Например, созданный по методике Франсуазы Дольто московский Центр социализации от 0 до 4 лет позволяет ребенку с родителями не только расширить и разнообразить физическое и игровое пространство (совместные игры в бассейне, нетрадиционно большой игрушечный строительный материал и т. д.) и тем самым усовершенствовать уровень своего общения, но и по желанию с «чужими» детьми в присутствии «своих» родителей. Кроме того, социальный опыт ребенка обогащается и при наблюдении как рядом играют другие взрослые со своими детьми, как общаются с другими «чужими» семьями его родители. Центр проводит индивидуальные и групповые консультации родителей, например, в отношении сенситивных периодов развития дошкольника (до года — сенситивный период для развития доверия, с года до трех — для самостоятельности, с четырех — для развития творческих способностей и упорства) и какие для этого нужны условия. В Центре «Дошкольное детство» им. А. В.Запорожца разработана концепция выдачи детей раннего детского возраста и программу реализации задач выхо-ния малейших на основе непрерывного взаимодействия семьи и общественности. Цель программы — создание государственной системы семейно-общественного воспитания детей, в том числе не только сохранение групп раннего возраста в детских садах, но и организацию новых (начиная с 3-х месячного возраста в случае социальной необходимости), а также группы раннего возраста разного типа (с пребыванием от нескольких часов до суток); предоставление особой помощи многодетным семьям, бать-кам-студентам, родителям-одиночкам, родителям с различными недостатками. Взаимодействие семьи и общественности предусмотрено и при условии, что ребенок не посещает дошкольное учреждение. Психолого-медико-социальный центр «Малыш» в Москве (Дошк. Вос-питание — 1998. — № 9. — С.14-17) проводит комплексную работу (с взрослыми членами семьи и с детьми) по профилактике и ранней коррекции отставания в психофизическом развитии детей-младенцев, раннего и дошкольного возраста на базе современных диагностических и коррекционных методик. Специалисты выходят Из того тезиса, что только союз медицины и педагогики, педагогики и психологии, социологии и неврологии сможет осуществить помощь родителям, которые воспитывают детей дома. Центр учит молодых родителей культуре общения с малышом, которая на любом этапе детства должна строиться на «педагогике диалога» с ребенком; взрослый должен общаться с ней в системе двустороннего связи «взрослый — ребенок», то есть понимать «язык» реакций малыша в довербальный период его детства. Опытные специалисты помогают молодым родителям «изобрести» для себя науку выдачи малыша, узнать законы его психического и эмоционального развития, душевного комфорта. Центр «Малыш» видит своей ведущей задачей — «обучение» родителей ощущению радости от общения с ребенком, осознанию сущности родительского счастья. Это возможно из-за «открытие» специалистами Центра каждой матери уникальной индивидуальности ии ребенка, ее наклонностей, поэтому работа строится по закона-ми активного взаимодействия с детьми. Малыши играют с водой и песком; «Купаются» в сухом бассейне посреди цветных резиновых шариков и катаются на шарах, высотой по их рост; скатываются с горок; рисуют красками на специальной цветной панели, лепят, конструируют, моделируют «избушки» из геометрических фигур большого размера, «работают» по специальным дидактическими столиками, составляя башни, пирамиды из колец, цветных колпаков. Мамы присутствуют на занятиях, они учатся искусству воспитания детей, общения с ними. Конечно, такие специалисты как дошкольные социальные педагоги нужны в традиционных детских садах и в нетрадиционных всевозможных центрах, и в перспективе должна вестись разговор о взаимодействии и координации работы дошкольных социальных педагогов в различных дошкольных учреждениях, так сказать по горизонтали. Согласны с мнением С. Болтивця, должность социального педагога дошкольного образовательного учреждения, а следовательно — профессиональная специализация в области дошкольного детства-не требует изменения специальности «дошкольное воспитание». Возможно ступенчатое сочетание специальностей: педагогический работник может иметь специальность «дошкольное воспитание» по образовательно-квалификационному уровню «младший специалист» и специальность «социальная педагогика» по образовательно-квалификационному уровню «специалист, магистр". Таким образом, для нормального социального развития ребенка, закладки фундаментов ее духовности, необходимо и семейное, и общественное дошкольное воспитание, которые вместе составляют важнейший из периодов социального воспитания нового поколения любой страны — дошкольное социальное воспитание Однако в каждом государстве есть дети, которые остались без природных семейных отношений, без родительской опеки, тем самым для них становится невозможным усвоение на подсознательном уровне семейной культуры (ценностей микрогруппы), которая является проявлением конкретного общества , определенных социальных групп (этнических, религиозных, политических и т. д.). Только общественного дошкольного воспитания, организованного традиционно (как и для семейных детей, но круглосуточно) недостаточно, поскольку оно не решает проблем семейной социализации «государственных детей», то есть детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Об этом свидетельствует опыт некоторых харьковских семей, дети которых в течение трех поколений воспитывались государством в детских заведениях, возвращаться домой, рожали детей, теперь уже их лишали родительских прав, детей передавали в детские учреждения, и все повторялось снова. Итак, в домах детей, в детских домах, с существующей системой воспитания, трудно воспитать черты личности, необходимые для семейной жизни, для осознанного отцовства, поэтому общество и в частности социальные педагоги искусственно создавать условия микрогрупових отношений этих детей с взрослыми, при которых ребенок сможет начать усваивать на уровне подсознания и семейные социальные ценности. И если родители имеют право на выбор: использовать или нет детское учреждение в воспитании своих детей, то общество не имеет выбора, оно должно создать условия хотя бы эрзац-семьи для брошенных родителями детей, иначе социальные проблемы с этими детьми, с их детьми будут расти. За рубежом функции искусственной семьи выполняют форстерни (временный уход, уход в течение детства, усыновление) семьи, там разработаны для них грунтощебеночные ную законодательную базу, существует тщательный отбор желающих стать такой семьей и контроль за их деятельностью.

Обсуждение закрыто.