14
августа
Комментарии к записи Практика сотрудничества донецкого национального университета с иностранными образовательными партнерами отключены

Практика сотрудничества донецкого национального университета с иностранными образовательными партнерами

Практика сотрудничества Донецкого национального университета с иностранными образовательными партнерами: вторая половина 90-х — 2005 годы Сложность современных социальных систем и процессов, темпы и перспективы их дальнейшего развития обусловливают необходимость существенных изменений процесса подготовки высококвалифицированных специалистов. Болонская декларация, в рамках требований которой теперь работает и наша страна, требует «... содействие европейскому сотрудничеству в сфере оценки качества процесса подготовки специалистов благодаря разработке и внедрению в практику критериев и методологий, которые сравниваются». Основной целью участников Болонского процесса является сохранение лучших образцов и дальнейшее повышение качества высшего образования. Плодотворные и весомые последствия на этом пути дает международное сотрудничество на уровне высших учебных заведений (ВУЗ).
проектирование дизайн

Такое сотрудничество предполагает участие в программах двустороннего и многостороннего обмена преподавателями, студентами, аспирантами и научными работниками; организацию международных конференций, симпозиумов и конгрессов, участие в международных образовательных и научных программах и тому подобное. Накопленный во второй пол. 90-х — 2005 годах вузами опыт позволяет рассмотреть этот вопрос достаточно предметно, проанализировать его положительные стороны, определить недостатки и проблемы, наметить перспективы на будущее. В ряде ведущих вузов Украины, чью деятельность на указанном направлении признано показательную, является Донецкий национальный университет (далее — ДонНУ). Так, по обнародованным в мае 2007 года рейтингу отечественных университетов, проведенным сотрудниками международного центра ЮНЕСКО-САПЕС, ДонНУ занимает почетное седьмое место среди всех вузов Украины III-IУ уровня аккредитации. Учитывая эти обстоятельства, автор ставит целью рассмотреть наиболее важные типовые и инновационные направления развития международного сотрудничества ДонНУ, которые являются ценными с теоретической и практической точек зрения особенно для тех высших учебных заведений, которые осуществляют соответствующую деятельность. Следует отметить, что вопрос международного сотрудничества вузов Украины не осталось без внимания научных исследователей, среди которых — специалисты исторического, экономического, социологического, правового и других направлений. Важную роль для понимания основных тенденций развития исследуемой сферы сыграли труды общетеоретического характера, в частности, фундаментальная монография «Украина: опыт и проблемы государства», посвященной новейшей истории Украины, а именно — образование и развитии независимого государства. Ее автор В. М.Литвин прослеживает также процессы, произошедшие в высшем образовании с момента обретения Украиной государственной независимости. В его следующей работе «Украина на грани тысячелетий (1999—2000 гг.)» Почти целый раздел посвящен анализу процесса реформирования высшей школы в контексте вхождения ее в международное образовательное пространство. Немалую роль в осознании направлений и процессов международного сотрудничества украинских вузов сыграла также фундаментальная монография О. И.Навроцького «Высшая школа Украины в условиях трансформации общества». Однако вышеуказанные научные труды носят обобщающий характер; их авторы не ставили перед собой задачу раскрыть конкретные особенности международного сотрудничества украинских вузов. Специальные исторические исследования, в которых в значительной мере освещены опыт международного сотрудничества ДонНУ, появились не так давно. Это коллективные монография «Донецкий национальный университет» под общей редакцией ректора В. П.Шевченка в ее первом (1998 р.) И втором (2002 г.) Изданиях, юбилейная монография «Ученые Донецкого национального университета», а также ряд научных и информационных статей , в частности В. И.Масальського «Донецкий национальный университет как действенный центр фундаментального образования, науки и культуры», публикация М. П. Иваницын «Плодотворное международное сотрудничество». Интересные факты были почерпнуты из материалов научно-практической конференции «Тенденции и перспективы современной университетского образования», состоявшейся в ДонНУ в апреле 2006 года, из публикаций университетских многотиражек, областной газеты «Наш дом», республиканской — «Образование». Но, к сожалению, даже в этих специальных публикациях не нашел своего полного отражения весь комплекс направлений и мероприятий по международному сотрудничеству ДонНУ в определенный темой время. Именно это и вдохновило авторов на проведение специального исследования опыта практического сотрудничества ДонНУ с иностранными образовательными партнерами во второй половине 1990-х — 2005 годах, который по своему содержанию является не только показательным, но и во многом поучительным. Наибольших успехов в определенном направлении деятельности в это время ДонНУ достиг в организации многочисленных представительных встреч, обсуждении условий и заключении международных договоров и соглашений с иностранными образовательными партнерами. Широкий спектр международной деятельности предусматривала Программа сотрудничества на 1997 — 2002 гг. Заключено 10 июня 1997 между ДонНУ и Куйнс Университетом (Бангладеш). Согласно этому договору, ДонНУ и Куйнс Университет осуществляли сотрудничество преимущественно в следующих областях: — подготовка иностранных студентов по специальности; — обмен новыми информационными технологиями и вычислительной техникой; — сотрудничество в области физики, радиофизики, новых технологий и материалов, экологии; — подготовка студентов из Бангладеш по гуманитарным дисциплинам, как: восточные языки, история, религия, правоведение, экономика, философия и тому подобное. Позже, в 2000 году, с целью осуществления сотрудничества в области преподавания, научных исследований, подготовки специалистов и различных обменов был заключен Договор о сотрудничестве между австралийским университетом и ДонНУ. Подобная работа предполагалась и Договором о сотрудничестве в области образования, науки и обмена между г... Ниш (Сербия) и Донецким государственным университетом, который был заключен 07.04.2000 г... Его целью развитие сотрудничества по таким направлениям: международная экономика; экономика предприятий; маркетинг и менеджмент; управления трудовыми ресурсами. В соответствии со статьей 2-й этого договора, сотрудничество базировалось на взаимовыгодном обмене преподавателями, аспирантами, студентами, а также научной, учебной и образовательной информации. В свою очередь статья 5-я предполагала регулярную организацию и осуществление обмена студентами по программам летних школ и практики. С 2001 года сотрудничество по экономическому направлению предусматривал Договор о сотрудничестве между Торгово-экономическим университетом потребительской кооперации (Беларусь) и ДонНУ. Он обеспечивал организацию организовать процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, а также обмена специалистами с целью их стажировки. В 2002/03 уч. году был проведен ряд переговорных встреч, по итогам которых заключено Соглашение между Университетом Суэцкого канала (Египет) и Донецким национальным университетом. Ими предусматривалось сотрудничество между двумя университетами в сферах преподавания, проведения научных исследований, а также обмен студентами или группами студентов для краткосрочного стажировки. В определенном направлении деятельности ДонНУ плодотворными были и последующие 2003—2005 годы. В настоящее время проведено несколько встреч и переговоры с представителями Главного института горного дела (г... Катовице, Польша), которые завершились подписанием 28 ноября 2003 Договора о сотрудничестве, где предусматривалось осуществление взаимной подготовки студентов в сферах промышленности и охраны окружающей среды.

Обсуждение закрыто.