11
октября
Комментарии к записи Применение интегрированного подхода в построении модульных учебных программ отключены

Применение интегрированного подхода в построении модульных учебных программ

Применение интегрированного подхода в построении модульных учебных программ и пособий для профессиональной подготовки будущих специалистов в колледже В новых социально-экономических условиях возрастает значение интеграции образования. Образование, признает идеи интеграции, ставит перед преподавателем новые педагогические проблемы. Они требуют способности к комплексного видения образовательных и общественных процессов, понимание проблематики межпредметных интеграции, которая является основой обучения в профессиональной школе.
брусок

Понятие интеграции сегодня становится ведущей педагогической категорией, определяющей ряд существенных профессиональных действий преподавателя. Исследованию проблем интеграции знаний должное внимание уделяют в научных трудах С. Я. Батишев, А. П. Беляева, Н. Е.Кузнецова и другие. Основные идеи интегративного подхода в профессиональном образовании должны согласовываться с основными принципами дидактики. Интегративный подход к организации учебно-воспитательного процесса предполагает учет теоретических основ интеграции и специфики конкретного учебного заведения с целью повышения уровня и качества профессиональных знаний. Содержание учебного материала характеризуется определенной системой внутренних связей между понятиями, поэтому каждое знание должно включаться в систему имеющихся знаний. При этом формируется не сумма, а система знаний, что является необходимым условием свободного владения новыми знаниями. В контексте интегративного подхода к формированию содержания образования учебный материал должен определенным образом быть организован: каждый дисциплину надо изучать не изолированно, а как часть целого. С дидактической точки зрения это дает возможность избегать дублирования учебного материала, рассматривать родственные понятия под разным углом зрения, определять оптимальную последовательность изучения отдельных тем как в структуре отдельных дисциплин, так и в системе учебных дисциплин. Определение содержания учебного материала не сводится только к списку знаний и научных понятий, поскольку каждое понятие предусматривает различные признаки, по которым не все одинаково существенными для конкретного предмета или подготовки специалиста определенного профиля. Подбирать содержание учебного материала целесообразно в контексте интегративного подхода, указывать сигнатуру тех или иных ключевых понятий изучаемой дисциплины. Такой подход дает возможность определить: это понятие изучается в различных учебных предметах как дублирование происходит его расширение и углубление. Рассматривая дидактический аспект интеграции, важно подчеркнуть необходимость учета взаимосвязи не только знаний, но и умений и навыков студентов. Интеграцию знаний и умений студентов целесообразно четко разграничивать в зависимости от взаимосвязи содержания и методов обучения. Одним из условий интеграции разница многообразия (по предмету, структурой) и относительная тождество разнообразия, а также методологическая совместимость знаний, идей и тому подобное. Интеграция знаний развивается не только между общественными, техническими и естественными науками, наукой и производством, но и внутри самой педагогики как науки. Сегодня в соответствии с требованиями рынка будущие специалисты-землеустроители должны обладать не только умениями и навыками проведения топографо-геодезических съемок, обследовательских работ, ведения государственного кадастра и мониторинга земель, но и быть компетентными в вопросах, которые возникают в области земельных отношений. Как специалисты по земельно-правовым вопросам будущие специалисты должны хорошо знать содержание и правила оформления деловой и земельно-правовой документации, что вызывает необходимость изучения системы и правил ведения деловых бумаг. Умение общаться на языке профессии способствует быстрому самостоятельному усвоению новых знаний, помогает ориентироваться в профессиональной деятельности и в деловых контактах. Во избежание перенасыщения учебных программ идентичным учебным материалом и обеспечения возможности полноценного и качественного усвоения студентами профессиональных знаний и умений возникает необходимость создания интегрированных рабочих учебных программ и интегрированных пособий. Например, такая возможность возникает при изучении дисциплин землеустроительного цикла «Основы стандартизации, сертификации и метрологии» (27 часов), «Организация делопроизводства» (54 часа), «Украинский язык по профессиональному (землеустроительным) направленности» (54 часа). При построении содержания курса „ Украинский язык по профессиональному направлению "нами учитывались такие условия интеграции учебных дисциплин: — объекты исследования должны совпадать или быть достаточно близкими; — в учебных дисциплинах, интегрируются, используются одинаковые методы исследования; — интегрированные учебные дисциплины строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях. Интегрированные цели обучения, обеспечивающих формирование достаточных профессиональных знаний не только по дисциплине по профессии, но целого ряда смежных дисциплин, и умение интерпретировать в соответствии с производственной ситуации, определяются в начале каждого модуля. Таблица 1. Интеграция профессиональных знаний в соответствии со специальностью «Землеустройство»

Дисциплины интегрированного курса Межпредметные связи
«Основы стандартизации, сертификации и метрологии», «Организация землеустроительного делопроизводства», «Украинский язык по профессиональному (землеустроительным) направлением» геодезия, основы правоведения, основы мелиорации, фотограмметрия, геодезические работы, компьютеризация землеустроительного производства
Структура модульной программы и отдельных модулей определялась с помощью принципа сочетания комплексных, интегрирующих, конкретных дидактических целей. А отсюда следует комплексная дидактическая цель: подготовка будущего специалиста, мобильного специалиста-землеустроителя для аграрной отрасли, который обладает определенными знаниями и конструктивными, коммуникативными, организаторскими, познавательными, прикладными, Суггестивные профессиональными умениями, а также профессионально необходимыми качествами. При изучении курсов „ Украинский язык по профессиональному направлению «,» Основы стандартизации, сертификации и метрологии «,» Организация землеустроительного делопроизводства "у студентов формируются конкретные умения, необходимые в процессе профессиональной деятельности, в конкретных профессиональных ситуациях: правильно и четко владеть практическими навыками применения инструкций, указаний, постановлений при документировании вопросов, регулирующих земельно-правовые отношения, вопросы охраны и рационального использования земель, оформление текстовых и графических землеустроительных документов в соответствии с действующими требованиями стандартов в землеустроительной службе. Структура разработанной модульной программы полностью соответствует определенной комплексной дидактической цели (см. Рис. 1.). Программа учебной дисциплины «Основы стандартизации, сертификации и метрологии» состоит из 2 модулей, «Организация землеустроительного делопроизводства» — из 3 модулей, входящих в структуру программы формирования знаний и умений профессиональной деятельности и прогнозирования ее перспектив в аграрной области, „ Украинский язык по профессиональному направлению (землеустроительным) "- 4 модулей.

Обсуждение закрыто.