11
октября
Комментарии к записи Личностно ориентированное воспитание — воспитание, ориентированное личностью отключены

Личностно ориентированное воспитание — воспитание, ориентированное личностью

личностно ориентированное воспитание — воспитание, ориентированное личностью? личностно ориентированное воспитание ... Есть множество толкований этого термина в педагогике. И в любом трактовке присутствует некая двусмысленность, семантическая нестыковка.
видеодомофон купить

Ведь воспитание как процесс и сумма направленных воздействий изначально обращено, во-первых, в некоторой группы людей, а во-вторых — к каждому ее представителя А этот представитель, надо думать, — личность. И обратное: воспитывая (или перевоспитывая!) конкретную личность, мы всегда делаем это в интересах того или иного социума. То есть воспитание одновременно ориентировано обществом и личностью. В противном случае придется признать, что солдат вне строя — личность, а солдат в строю и в бою — социализирован индивид. Исходные позиции Монолит советского общества рассыпался. Общество быстро и глубоко расслоилось и изменилось. Соответственно изменились и социальный заказ на образование, воспитание и личностные качества выпускника. Юридическая сторона нового социального заказа декларируемая Конституцией и законом «Об образовании». Однако, чтобы понять, какой человек нужен новому обществу в действительности, похоже, потребуются многие годы. Между тем школа не может ждать, пока с этой проблемой разберутся философы, политики, социологи, психологи и представители академической педагогики. Ежедневно обучая в своих стенах тех, кто буквально завтра будет представлять новое поколение, она уже сегодня работает или на будущее, или против него, или вообще вхолостую. Поэтому школа ведет сегодня собственный поиск. В Ульяновской школе № 50 предметом практико-ориентированного исследования сначала стала «личностно ориентированное образование в условиях массовой школы», а результаты его оказались весьма неожиданными. Выяснилось, что каждая из педтехнологий в условиях свободной реализации (свобода выбора была условием эксперимента) упорно стремилась занять специфическую возрастную и предметную нишу в иерархии учебного процесса. То следовало преимущественно для начальных классов, а то приживалось, скажем, только у учителей конкретного предмета. С двенадцати испытуемых технологий, подпадающих под определение личностно ориентированных, ни не удалось реализовать в том «чистом» виде, на котором настаивали буквально все авторы. Как бы ни уверяли ее создатели, ни свойством универсальности, ни обязательным для эффективного применения нераздельной целостности они явно не владели. Технология, отвлеченная от личности и профессионализма ее автора, от обстоятельств его деятельности, начинала работать только при условии адаптации к личности и профессионального опыта потребителя, к новым реалиям педагогической деятельности. С первой темы логично вытекло второе исследование: «личностно ориентированное воспитание как составная часть личностно ориентированного образования в условиях массовой школы». В размышлений над его результатами мы и хотим пригласить читателя. Ищем вместе Идея личностно ориентированного образования, что формирует у школьника адекватный современным требованиям уровень общей культуры и активную гражданскую позицию, присуща личностно ориентированным и обучению, и воспитанию. Но если в аспекте обучения теоретические положения и технологические процессы разработаны до степени реализации, то в аспекте воспитания существуют значительные пробелы и в теории, и особенно в технологиях. Как любое новое явление, личностно ориентированные технологии воспитания не имеют сегодня общепринятых определений, классификаций, каких-либо стандартизированных описаний. Их описание и практическое применение характеризуются авторскими вариантами. За последнее десятилетие в педагогической прессе было описано с той или иной степенью детализации множество дидактических инновационных разработок, которые так или иначе обращены к личности учеников. Многие из них привлекли внимание учителей. Потребность школы, змиюеться, в инновациях оказалась столь велика, что начался стихийный процесс их бесконтрольного массового экзамена, применение, адаптации к личности педагога, к уровню его восприятия и подготовленности, к реальным условиям воспитания. И что же? Массовое заимствования инноваций происходит, как правило, на основе литературных источников, в порядке личной инициативы педагогов, без необходимого научного обеспечения. В результате возникают опасности некритического копирования опыта, механического переноса приемов педагогической деятельности в другие условия, попытки списать личностные неудачи учителя на недостатки и слабости технологии, и наоборот. На уровне самосознания школьного учителя обращение к личности ребенка воспринимается как прямое и обязательное социальное заказ современного общества современной школе. Однако путям и способам педагогического обеспечения этого требования педагог фактически не обучен. Это и заставляет его к поискам. Проанализировав, как идет освоение инновации, администрация школы констатировала следующее: В коллективе созрел интерес к идее личностно ориентированного воспитания. Начался спонтанный поиск способов реализации этой красивой идеи. Поиск пошел малопродуктивным путем индивидуальных проб и ошибок с опорой на информацию, случайно произошло под руки. Администрация сделала вывод: если спонтанном поиска педагогов помочь с научно-методическим обеспечением и поддержать организационно, то вместо разрозненных фрагментов персонального опыта можно будет получить целостную и глубоко модифицированную систему воспитательной работы школы. Для этого поиск необходимо ввести в организованное русло, обеспечить его гласность, оперативно выявлять и объективно оценивать получаемые результаты и проводить соответствующую коррекцию. Обращение к технологиям личностно ориентированного воспитания гипотетически позволяло педагогам выйти за рамки традиционной системы воспитательной работы и найти педагогический инструментарий, соответствующий духу времени. Главным же конечным результатом, по мнению руководителей эксперимента, представлялся новый, научный уровень педагогического процесса в целом по школе и педагогического мастерства каждого отдельного учителя. Как это бывает при организации творческого поиска по инициативе самой школы, заказ на исследование получилось четким, практико-ориентированным. Коллектив должен ознакомиться с теорией личностно ориентированного воспитания, провести инвентаризацию известных воспитательных технологий, определить критерии ориентированности на личность, отобрать технологии для построения личностно ориентированного воспитательного процесса. С литературой и организацией разобрались довольно быстро, а вот с самими технологиями и механизмами их интеграции в целостный процесс возник ряд проблем.

Обсуждение закрыто.