11
октября
Комментарии к записи Формирование ключевых компетентностей учащихся через реализацию гуманитарных аспектов отключены

Формирование ключевых компетентностей учащихся через реализацию гуманитарных аспектов

Формирование ключевых компетентностей учащихся через реализацию гуманитарных аспектов Одной из основных задач образования является становление у учащихся целостного мировоззрения, формирования жизненных компетенций на основе усвоения системы знаний о природе, человеке, производство; овладение средствами познавательной деятельности А поскольку гуманитаризация содержания основ естественных наук предусматривает систематизацию знаний и формирования у учащихся научной картины мира, научных представлений о себе как об объекте природы, то это поможет ученикам объективно воспринимать и оценивать собственное существование на Земле, более умеренно относиться к собственным жизненных способностей и сил, более полноценно осуществлять трудовую деятельность. Главное, с использованием в естественных и технических науках методов, разработанных в гуманитарной сфере, связанных с развитием образного мышления, с эмоциональными оценками вместо логических доказательств, помочь познать ту глубинную красоту, которая, по словам А. Пуанкаре, кроется в гармонии частей и познаваемая только умом. Все это позволяет обеспечить всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала.
здесь

Гуманизация и гуманитаризация образовательных систем отказываются от частичной картины мира, создаваемой дублированием научных дисциплин и банков научных данных в многочисленных учебных предметах, отказ от чрезмерных сведений и знаний в базовом компоненте образования, создание вложенности знаний на принципах вариативности и индивидуальных запросах. Осуществление шагов в сторону повышения духовности образования через гуманитаризации подразумевают переориентацию приоритетов в определении образовательных идеалов — отказ от технократических подходов и направленность образовательного процесса на формирование прежде всего духовного мира личности, утверждение духовных ценностей как первоосновы в определении цели и содержания образования «очеловечивания» знаний, формирование целостной гармоничной картины мира с полноценным отображением в ней мира культуры, мира человека. Поэтому сегодня перед учителем встает проблема не только «чему учить», но и «как учить», то есть проблема организации эффективных совместных форм учебной деятельности. Химия занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она формирует у учащихся представление о научной картине мира, формирует их мировоззренческую позицию и жизненные убеждения, дает возможность экспериментировать, выдвигать и доказывать гипотезы. Но все это будет возможно только в том случае, если у учащихся в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, интерес к предмету. Познание — труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у детей силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям — все эти качества, безусловно, пригодятся им в будущем. Но одновременно нужно стремиться облегчать им процесс познания, делая его привлекательным. Еще К. Д. Ушинский писал: «... учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения ... убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет.» Вот почему своей главной задачей я считаю не просто вооружить моих учеников определенной суммой химических знаний, а сформировать у них такое эмоциональное отношение к этим знаниям, которое в дальнейшем обеспечит их активное восприятие и усвоение, то есть сформировать жизненные компетентности средствами химии как учебного предмета. Основная идея опыта Высокий уровень сформированности жизненных компетентностей возможен в условиях реализации принципов гуманитаризации образования. Противоречия, решаются в опыте: между фундаментальным значением химии для прогресса мировой цивилизации и снижением уровня знаний и интереса учащихся к его изучению; между традиционными подходами к организации образовательного процесса и учетом индивидуальных возможностей и запросов учащихся; между сложностью содержания учебной программы и недостаточным количеством учебного времени. Концепция опыта создание условий для активной учебно-познавательной деятельности, необходимой для творческой реализации и выявление особенностей субъективного опыта учащихся; привлечение учащихся к методам научного исследования и эксперимента с целью раскрытия и развития их индивидуальных возможностей и способностей; рациональное использование методов и приемов, направленных на осознанное самостоятельность мышления, воображения, практических действий, творчества; погружения учеников в атмосферу увлеченности предметом, признание самостоятельности и индивидуальной позиции ученика, приоритет диалогичности общения; формирование у учащихся рефлексии понимание необходимости получаемых знаний для успешной социализации, осознанного выбора профессиональной деятельности; учет психолого-физиологических особенностей и способностей учащихся в области познания, самостоятельной деятельности и творческой самореализации. Сущность опыта Сущность опыта заключается в системе целенаправленного и комплексного подхода к проблемам формирования и развития у учащихся устойчивого интереса к изучению химии, творческой самостоятельности, эмоционального познания мира, приобретение жизненно важных социальных знаний и навыков, формирование ключевых компетенций средствами предмета. Я хочу сделать каждый урок как решение определенной проблемной ситуации, переживания учащимися целого ряда положительных эмоций: удивление, радость, ощущение успеха, чувство собственного достоинства; познания химических законов, явлений и процессов в атмосфере сотворчества и взаимопонимания. Оптимальное сочетание методов и приемов, включение учащихся в различные формы практической и исследовательской деятельности, комплексное использование педагогических средств, способствующих привлечению учеников в активный процесс познания и самосовершенствования. Я стараюсь выбирать образовательные технологии или их элементы, которые соответствуют идеям глобального обучения и позволяют наиболее эффективно выполнять поставленные задачи в ходе сотворчества или спивдияльности учителя и его учеников: технология развивающего обучения, проблемно-модельная технология, технология сотворчества и другие. Раскрытие способностей учеников и удовлетворения их образовательных потребностей в пределах преподавания одного учебного предмета неизбежно лимитируется этими пределами и требует их расширения. Невозможно в полной мере удовлетворить образовательные потребности учащихся в пределах отдельной дисциплины. Выполнение задачи формирования целостной картины мира как составной части гуманитаризации образования также невозможно в пределах одной учебной дисциплины. Приоритетное значение приобретают межпредметные связи, реализацией которых можно влиять как на формирование целостной картины мира, так и стимулировать раскрытие способностей учеников. Они могут быть как традиционными (в пределах комплекса естественно-математических дисциплин), так и не такими имеющимися (с гуманитарными дисциплинами). Именно межпредметные связи с историей и литературой позволяют обеспечить приоритет общечеловеческих ценностей, формирование духовности и культуры личности. Учебный процесс строится на основе фундаментальных принципов обучения: научности, последовательности, наглядности, практической направленности, ведущей идеи развития мышления и способов познания, духовной и образовательной значимости активности и самостоятельности ребенка. В ходе реализации задач гуманизации и гуманитаризации естественнонаучного образования добавляются еще следующие принципы: интегративности и полипредметнисть; культуровидповиднисть и историзм; самодостаточность и дополнительность структурных блоков в обучении; региональности; экологизация.

Обсуждение закрыто.